/, Транспорт/Тайны Грэнд Сентрал

Тайны Грэнд Сентрал

_DSC6665

Грэнд Сентрал Терминал — это не только очень красивый вокзал в центре Манхэттена. Это нью-йоркское историческое достояние уже более чем 100-летнего возраста. Это также шоппинг-центр — один из самых больших в США. Это и весьма популярная съёмочная площадка для кино. Вообще эпитет «самый» применим к Грэнд Сентрал во многих категориях. Подвал терминала — самый большой и глубокий в городе и идёт на 13 этажей вниз. Количество платформ у вокзала больше, чем в каком-либо другом в мире — 44, а скоро будет ещё больше. Страшно подумать, что всего 40 лет назад здание чуть не повторило судьбу своего собрата — старого Пенсильванского вокзала, его бы сравняли с землёй если б не усилия активистов во главе с самой Жаклин Кеннеди Онассис.

_DSC6475Множество историй связано с этим терминалом и много тайн. О некоторых из них я расскажу в этом посте и даже покажу посредством своих не слишком качественных фотографий. Например, тайный путь №61, где до сих пор стоит личный вагон президента Рузвельта. Или М42 — потайной подвал, где находятся преобразователи из переменного тока в постоянный и случайно попасть в который во время войны означало безусловно угодить в изоляцию если не в морг. Прямо в главном зале терминала остался след от баллистической ракеты, которая стояла там в 1957-м году, а сейчас здесь можно, например, купить 6-й айфон. Есть здесь и недокументированная галерея шёпотов и прямо на виду у всех секретная лестница.

_DSC6478Давайте начнём с М42. Этот подвал на глубине более 10 этажей нельзя найти на схеме терминала и вход сюда запрещён. Попасть сюда можно пройдя мимо полицейского поста и спустившись на простом грузовом лифте. Т.к. для электрификации путей используется постоянный ток, а Нью-Йорк работает на переменном, то необходимы преобразователи. Во времена былые использовались роторные модели, которые можно было вывести из строя всего лишь ведром песка, высыпав его на движущиеся части. Именно поэтому во время Второй Мировой охрана М42 имела приказ стрелять в любого человека, появившегося на пороге с ёмкостью, содержащей песок. Немецкие диверсанты действительно пытались проникнуть туда, но были пойманы. В случае удачи начало войны для США могло быть отложено на неопределённый срок. 12 таких агрегатов, что заполняли комнату, были спущены по шахте и через специальный люк в потолке; каждый из них весом несколько десятков тонн.

Старые пульты и роторные преобразователи сохранены для истории. Смотрите фото ниже.

_DSC6549Сохранился также 100-летний электрический «компьютер», который использовался со дня открытия вокзала в 1913-м году до 22-го, когда в обиход вошла радио связь. Этот аппарат размером со шкаф применяли для определения местонахождения в туннелях остановившегося поезда; чтобы ненароком не столкнуть составы ну и, конечно, чтоб знать куда пойти и выяснить в чём, собственно, дело. Расположение распечатывалось на бумажных лентах и на фото видны картриджи, сохранившиеся с 20-х годов.

В этом же помещении находятся собственно действующие мощности, которые ответствены за более 3-х тысяч километров железнодорожных путей на северо-востоке США. На фото видна большая красная кнопка, которая способна отключить всю электрику в помещении, остановив движение поездов в случае необходимости. Запуск системы после этого займёт около 45 минут. Тем не менее кнопка не защищена даже стеклом на случай срочной надобности и поэтому работники очень подозрительно отнеслись к попытке сфотографировать её поближе.

_DSC6529Помещение само по себе очень большое — ненамного меньше главного зала терминала наверху. Когда его начали использовать в 1913-м году рабочие внизу ничего не могли слышать из-за шума и переговаривались с начальством проводным телефоном, крича в трубку, хотя мастер цеха находился в том же помещении в комнате под потолком. Сейчас тут, конечно, намного тише, ну и для работников устроена отдельная обширная будка в центре зала. Техника, установленная здесь, работает с большим запасом и невидимым глазу образом поделена на 3 агрегата. Вывод из строя одного из них даже не будет замечен публикой: все поезда будут продолжать ходить по расписанию. Кстати, железнодорожная компания MetroNorth известна высокой точностью — 95-98%. Возле технической лестницы одна из стен не закрыта бетоном и можно увидеть манхэттенский шист, на котором стоит город. В породе явно различимы следы от просверленных для динамитных шашек желобов. На случай отключения электроэнергии в лифте предусмотрен способ подняться с помощью одних лишь механических усилий посредством громадных инструментов, похожих на гаечные ключи. Когда в 77-м году в Нью-Йорке было массовое отключение света, то завстрявшим в лифте на полпути вверх людям понадобилось более 3 часов, чтобы выбраться.

_DSC6612Но вот мы поднимаемся на основной этаж и направляемся к старомодному лифту. Самый высокий этаж 7-й, но в директории о нём ни слова, этот этаж — полностью служебный. Там располагаются офисы и, самое главное, диспетчерский центр. Немного похоже на центр управления полётами, и это почти так и есть. Кстати, с появлением аэро-транспорта диспетчеров сделали федеральным служащими, в то время как железнодорожные компании продолжали нанимать их самостоятельно. То же и с аэропортами, которые находятся в ведомстве федеральных и местных администраций, а вокзалы содержатся на средства, вырученные от продажи билетов. Такая поддержка новой индустрии помогла сделать железные дороги практически неконкурентоспособными и теперь в США осталось очень мало поездов дальнего следования. Тем не менее через Грэнд Сентрал ежедневно проходит около 600 тысяч пассажиров.

_DSC6668Самым ярким впечатлением стала возможность подняться на стеклянные переходные мостики, так называемые catwalks, которые закрыты для публики, но отлично видны из главного зала. По ним работники терминала могут переходить из одного крыла в другое. На самом верхнем уровне несколько миниатюрных окон открываются в зал и предлагают волшебный вид, который я попытался запечатлеть. Со звёздным небом, которое украшает потолок, связана нелепая история. Художник ошибся, изобразив вместо зимнего неба Средиземноморья его зеркальное отражение (причём не везде: кое-где звёзды отрисованы верно). Вандербилты, оплатившие постройку терминала и его оформление, узнав об ошибке от одного внимательного пассажира, придумали объяснение, что, мол, небо специально нарисовано именно так: как его видно с точки зрения бога, который смотрит на землю с другой стороны.

_DSC6725А теперь снова под землю. Путь №61 у самих нью-йоркеров ассоциируется с чем-то тайным. Президент Фраклин Делано Рузвельт (1933 — 1945) пытался скрыть от общественности, что в результате осложнений от полиомиелита не мог ходить. По этой причине, а также ради безопасности, по его прибытии в Нью-Йорк использовался подземный путь, что соединял Грэнд Сентрал Терминал с платформой под отелем Уолдорф Астория, в чей гараж президент мог подняться прямо в автомобиле (авто также перевозилось поездом) посредством грузового лифта. После смерти президента его личный армированный вагон не использовался и вот уже почти 70 лет ржавеет без надежды на ремонт. По идее он до сих пор находится в собственности федерального правительства, но у Белого Дома пока нет планов на весьма дорогостояющую реставрацию. Как и на оплату счёта за парковку. Говорят, что путь №61 и ныне может использоваться для срочной эвакуации президента, который обыкновенно останавливается как раз в Уолдорф Астории. По крайней мере рядом с путём имеется запасной генератор.

_DSC6755Ну и в заключение — несколько секретов, которые буквально бросаются внимательному посетителю Грэнд Сентрал Терминал. Замечательный потолок со звёдным небом мы сегодня уже вспоминали. Интересно, что до 90-х годов, когда в помещении было запрещено курение, поверхность стен и потолка была практически чёрной от грязи. Когда её решили, наконец, смыть, то сначала попытались определить что это и, первым делом, грешили на пыль, поднимаемую поездами. Но спектральный анализ показал, что это следы смол и никотина от сигарет. Маленькое пятнышко сохранили на память. Также как и дырку возле созвездия рыб. Её проделали для стабилизационного кабеля при установке баллистической ракеты Redstone в 1957-м году; такая экспозиция должна была помочь примирить общественность с выделением громадных средств из бюджета на космическую программу.

Зал ожидания Грэнд Сентрал Терминал, Нью-ЙоркНесмотря на популярное мнение, в Грэнд Сентрал нельзя провести ночь даже при наличии билета. Небольшой, но уютный зал ожидания с туалетами и Wi-Fi для обилеченных пассажиров, что возле офиса начальника станции, должен быть освобождён в 1:30, когда уходит последний поезд. Вокзал открывается вновь в начале 6-го утра. Знаменитый 4-х сторонний хронометр в центре главного зала регулируется атомными часами из Вашингтона (Округ Колумбия) и поэтому очень точен, ошибка на 1 секунду возможна лишь раз в 1400 лет. Тем не менее на табло с расписаниями время отхода составов всегда указано на одну минуту ранее истинного, чтобы дать опаздывающим пассажирам возможность всё-таки добежать. Внутри же информационной будки, поддерживающей упомянутые часы, есть скрытая лестница, по которой сотрудники могут перемещаться между уровнями, ведь платформы расположены на двух этажах.

В нашем арсенале осталось ещё множество интересных фактов о самом замечательном вокзале на планете. Обращайтесь и мы ими с радостью поделимся лично с вами. А пока — спасибо за внимание!

By |2016-06-23T10:34:29+00:00Декабрь 15th, 2014|Познавательно, Транспорт|0 Comments

About the Author: