IATAN логотип

Бродвей и с чем его едят

Сравнительно короткий экскурс в подноготную Бродвея, как устроены театральные компании Нью-Йорка, что входит в круг задач Бродвейской Лиги, где купить дешёвые билеты на бродвейское шоу и т.д.

broadway_theatre_ads

Прежде всего, Бродвей — это, конечно, улица в Нью-Йорке. Но даже жители города, упоминая её без уточнений, чаще всего имеют ввиду те кварталы, где огни, толпы и, конечно, театры, так называемый «Большой Белый Путь». Что же такое «бродвейский театр», чем он отличается от «внебродвейского», где лучше купить билеты и что посмотреть в театральном районе Нью-Йорка?

Всю правду о Бродвее, вероятно, не знает никто, всю механику его внутренней политики, закулисных интриг и ценообразования. Здесь мы, не углубляясь в историю, исследуем основные факты об иерархии и структуре нью-йоркского коммерческого театрального мира, чтобы помочь сориентироваться в его тёмных коридорах как приезжим театралам, так и просто любопытным.

broadway_theatres

Официальное определение бродвейского театра можно найти в контрактах профсоюзов, самый большой и главный из которых — это Actors’ Equity Association, что около 100 лет назад посредством забастовки добилась более-менее современных условий актёрского труда. Есть два основных условия: локация и вместимость. Бродвейский театр, таким образом, должен находиться внутри следующей области: между 5-й авеню и 9-й авеню в части между 34-й улицей и 56-й улицей, либо между 5-й Авеню и Гудзоном в части от 56-й улицы до 72-й. Нужно отметить, что «театральный район» понимается большинством людей гораздо уже: где-то между 6-й и 8-й авеню, между 40-й и 54-й улицами. И, как минимум, один бродвейский театр (Театр Вивьен Бомон в Линкольн-центре) в неё не попадает, но с профсоюзом не поспоришь. Согласно второму условию вместимость аудитории театра должна быть не менее 500 человек. Эти же критерии используются для определения пригодности театра для участия в Tony Awards, см. ниже.

broadway_musicals

Театров, которые удовлетворяют обоим условиям, на 2015-й год существует 40 штук. Раньше было больше, ближе к сотне, но 60-70-е гг не были добры к Бродвею и Таймз-Сквер. Большинство из них (31) принадлежит 3 коммерческим организациям, магнатам театральной недвижимости в Нью-Йорке: Shubert, Nederlander, Jujamcyn. Остальные разбросаны между 3 основными некоммерческими образованиями и относительно мелкими игроками, в том числе из-за рубежа. Театры, а точнее их владельцы и продюсеры объединяются между собой в различные ассоциации, которые прежде всего нужны для централизованных переговоров с профсоюзами: уже упоминавшейся актёрской ассоциацией, профсоюзами работников сцены, музыкантов, поставщиков и т.д. Ассоциации эти могут быть всеамериканскими, но Нью-Йорк — основной клиент.

Chicago_Loop_banner

Самая крупная такая ассоциация — это Бродвейская Лига (The Broadway League), которая небезосновательно называет себя официальным представителем Бродвея в Америке и мире. Хотя, например, корпорация «Дисней», которая владеет одним бродвейским театром, к Лиге не принадлежит и договаривается с профсоюзами своими силами. Кроме упомянутых ранее функций Лига борется с нечестными спекулянтами, которые слишком сильно завышают стоимость билетов, осуществляет «связь с общественностью», привлекая миллионы американцев к бродвейским постановкам, организовывает гастроли, поддерживает онлайн базу данных IBDB (аналог IMDB для Бродвея) и т.п. Но самое интересное, что они делают, — это, конечно, Tony Awards.

img-tonys-holding_123735560580

Награда «Тони» названа в честь актрисы и режиссёра Антуанетты Перри и является аналогом кинематографического Оскара. Впервые она была вручена в 1947-м году и сейчас является одной из самых престижных в театральном мире. За победу в 24-х основных и нескольких специальных номинациях ежегодно соревнуются десятки бродвейских постановок, актёры, режиссёры, декораторы, осветители, музыканты и т.д. Ну и, конечно, постановка обязательно должна проходить в театре, определяемом как бродвейский; список таковых публикуется комитетом Тони и обыкновенно соответствует рекомендациям Actors’ Equity Association.

china_doll_al_pacino

Многим кажется, что на Бродвее ставят только мьюзиклы. И хотя американский театр очень часто бывает музыкальным и большинство постановок именно таковы, в последнюю неделю октября, например, в 10-ку самых успешных шоу вкралось целых 2 пьесы: «Китайская кукла» с Аль Пачино на 6-м и «Мизери» с Брюсом Уиллисом на 9-м местах. А есть ещё «Тереза Ракин» с Кирой Найтли и «Старые времена» с Клайвом Оуэном и другие, всего около дюжины. По заработкам лидируют, кстати, не только ветераны: «Король лев», конечно, на первой ступени, но уже на 2-й новичок — мьюзикл «Гамильтон»: оба собрали примерно 1.6 миллиона долларов «грязными» за неделю, но на «Гамильтона» в среднем дороже билеты.

off_broadway_theatre

Разумеется, 40 бродвейскими театрами Нью-Йорк не ограничивается. Здесь есть множество других опций. В 50-х годах для противостояния коммерческому миру Бродвея возникло понятие Off-Broadway или «внебродвейского» театра. Актёрский профсоюз имеет определение и для него, которое по сути сводится к отрицанию Бродвея: вместимость менее 500 человек и расположение вне официального театрального района. Иногда ещё добавляют условие о минимуме 100 мест в аудитории. Театры Off-Broadway тоже по большей части коммерческие, но далеко не все борятся за сверх-доходы в ущерб любви к искусству. Довольно часто постановки, в том числе, музыкальные после нескольких лет в небольшом театре переезжают на Бродвей. Это случается, когда продюсеры и/или инвесторы начинают верить в коммерческий успех шоу и либо вкладывают в него средства самостоятельно, либо передают права на постановку.

Это уже несколько другой мир, но с похожими правилами. Тут свои ассоциации, свои награды, дешевле билеты и меньше зарплаты (но по договорённости с теми же профсоюзами). Здесь, пожалуй, больший процент пьес, а не мьюзиклов, и вообще ставятся несколько более сложные вещи. Офф-Броадвэй, например, можно увидеть афганского ветерана-женщину, залечивающую физиологические и психологические травмы в пьесе «Уродливая кость» (или как-то так), или истории о пленных в либерийской гражданской войне, или посмотреть пьесу по фильму Хичкока «39 ступеней». Но ещё более глубокое погружение для знатоков или любопытствующих обещают театры Off-Off-Broadway или «совсем-вне-бродвейские».

L-R-Amelia-Workman-Lucas-Steele-Amber-Gray-Phillipa-Soo-Gelsey-Bell-Dave-Malloy-far-right

Определение Off-Off-Broadway — это «авангард». Залы менее, чем на 100 человек. Собственно, «зал» иногда бывает просто квартирой, где происходит действие в разных комнатах одновременно или подвалом, где стулья для пары десятков зрителей расставлены по кругу или вообще как угодно, или обычным кафе как Cafe Cino в 60-х. Цены на билеты здесь наименьшие, а иногда плата за вход вообще отсутствует как и реклама (кроме самодельных афиш на заборах). Аматорские постановки соперничают в этой категории с некоммерческими профессиональными. И в этих театрах уже довольно часто не используется профсоюзный труд.

В этой категории осенью 2015-го года идут такие пьесы, например, как «Будущность» про Аду Лавлес, «пьеса для мозговитых»; соло-пьеса с названием «Мой сын официант: еврейская трагедия»; или даже «Со стола: рассказ о посредственном сток-брокере»; «Шекспир в космосе» авторства азербайджанского вице-премьер-министра Эльчина Эфендиева; сборник театральных набросков от нью-йоркских нео-футуристов под общим заголовком «Ребёнок может ослепнуть от слишком яркого света» в театре «КГБ» в Ист-Вилладже, и другие.

О рекомендациях по бродвейским шоу на конец 2015-го года можно прочесть в нашем блоге. Мы постараемся почаще обновлять такие короткие дайджесты о самом любопытном лично для нас в надежде, что это будет интересно и Вам.

tkts_banner

Покупать билеты на бродвейские шоу несложно онлайн, главное сделать это заранее если вы положили глаз на какую-нибудь из популярных постановок. Обратиться можно, например, к порталу broadway.com (не путайте с broadway.org — сайтом Бродвейской Лиги), который поможет выбрать шоу, а дальше уже перенаправит куда следует для оплаты. Лично купить билеты можно, разумеется, в кассах театра, которые обычно открываются в 10 утра. Но значительную скидку можно получить в специальных кассах TKTS, например, на Таймз-Сквер. Они находятся в северной части площади на уровне 47-й улицы под красными ступеньками. Для вечерних шоу они открыты обычно с 3-х часов дня, а очередь начинает собираться и того раньше, так что нужно быть готовым к 1-2 часам ожидания.

DSC_2338

Некоторые театры отпускают так называемые Rush tickets, а также «стоячие билеты» (Standing Room Only) в день представления. Тут всегда лучше позвонить в театр и выяснить их текущую ситуацию, но вот кое-какие рекомендации от журнала Playbill. На «Аладдина» можно попасть если записаться в их кассе на лотерею за 2.5 часа до начала представления. Где-то через пол-часа-час победители получат возможность купить до 2-х билетов в одни руки за $30 наличными. Такой же принцип на «Гамильтоне», но билеты стоят $10 и проигравшие в лотерее имеют возможность сыграть ещё раз уже на стоячие места и по $40. Театр «Амбассадор», где уже 12 лет идёт мьюзикл «Чикаго», с утра начинает продавать билеты на тот же вечер по $37 (кроме суббот), а если шоу распродано, то стоячие места предлагают по $27. «Терезу Ракин» можно посмотреть по студенческому билету за пол-цены если удастся взять билет за пол-часа до начала. Более подробную информацию смотрите на playbill.com.

Hiptix

Перечисленные выше способы заполучить билет на бродвейское шоу со скидкой всё-таки означают определённую степень вовлечения, толкания и терпения. Есть несколько более расслабленные, хоть и, возможно, менее выгодные сценарии. Можно просто поискать скидочные билеты в интернете, например, на сайте www.theatermania.com. Можно записаться в специальный онлайн-клуб, например, HipTix (для постановок компании Roundabout), HitShowClub или Playbill Club. Членство может быть бесплатным либо потребовать одноразового или даже помесячного платежа. Но зато вы получаете доступ к особой рассылке и, иногда, предварительным продажам скидочных билетов (обычно не более 50%). Тут, конечно, всё зависит от того, как часто вы планируете «ходить на Бродвей», где согласны сидеть и что, собственно, предпочитаете смотреть. Но при правильном подходе становится относительно легко приобщиться к бродвейской культуре без чрезмерных денежных затрат.

На этой высокой ноте наш далеко неполный обзор бродвейских театров завершён. Оставляем за собой право вносить дополнения и исправления, ведь Бродвей — как и сам Нью-Йорк — многогранен и необъятен.